21 декабря — день зимнего солнцестояния.

Merri_Chrismas

Рождественский венок

Солнцестояние

— период времени, когда высота солнца остается почти неизменной (наибольшей или наименьшей). Летнее
с. (с максимальной высотой Солнца над горизонтом; 21-22  декабря — зимнее с. (с
минимальной высотой Солнца над горизонтом;21-22 декабря).
Ежегодно в преддверии Рождества историки и антропологи во всем мире вспоминают великий праздник Йоль. Происхождение слова «Йолль» теряется в глубине веков. Скорее всего, оно  восходит к индоевропейскому корню со значением «вращаться», «крутиться», «колесо». Возможно, оно означает «время поворота», «поворот года», «время жертвоприношений» или «темное время».По традиции Йолль длится 13 ночей, которые называют «Ночи духов», чтосохранилось и в немецком их наименовании, Weihnachten. В эту ночь зажигали «костер Йолля» и охраняли дом от злых духов; в эту же ночь давались самые искренние клятвы и обещания. Верили также, что не следует быть одному в эту ночь — ведь тогда человек остается наедине с мертвыми и духами Иного Мира… Заканчивается Йолль на «двенадцатую ночь» (собственно, тринадцатую, о чем свидетельствует даже ее древнеисландское наименование, Threttandi) — то есть, 6 января по христианскому летоисчислению (если считать от ночи христианского Рождества на 25 декабря), или же 1-2 января по
древнегерманскому летоисчислению (если считать от 19 или 20 декабря).

Следующий день считался «днем судьбы» — все, что сказано и сделано до захода солнца, определяло все события наступившего года (откуда и повелось наше «как Новый год встретишь, так его и проведешь»).
Считалось, что нет более верных знамений, чем те, что были явлены во время «Двенадцатой Ночи»; и самые сильные слова — те, что сказаны в эту
ночь.

Многочисленные Рождественские символы современной Европы, красующиеся на поздравительных открытках, фасадах и стенах домов, берут свое начало именно в языческих традициях Йолля:

«Рождественский носок»:  В Исландии существовало поверье, что те, кто не обзавелся к Йолю новой шерстяной одеждой, достанутся Йольскому Коту(обратите внимание на обилие кошек в символике Рождества). Новую шерстяную одежду дарили работникам, обрабатывающим овечью шерсть, состриженную осенью. Маленькие дети еще не  могли работать, и поэтому заботливые родители дарили им носочек «чтобы
не утащил Йольский Кот», а в носочек вкладывали всякие детские радости — игрушки и сладости. Позже эту традицию с небольшими изменениями
переняли христиане.

Омела: В Йольскую ночь было принято примиряться с врагами и давать торжественные клятвы вечной верности. Омела считалась священным
растением и жрецы освящали торжественные клятвы, благословляя их веткой  омелы.

Йольский котелок.Котелок над очагом — символ богатства и благополучия в доме. Домашний очаг считался священным и ему поклонялись, как божеству.
Йольские свечи. Золотые и серебряные свечи — символ привлечения богатства в дом. Красные свечи — символ женской привлекательности, зеленые — символ мужской силы и доблести.

В ритуалах этого дня (преимущественно в Западной Европе) особое место отводится вечнозеленым растениям (падуб-остролист, ель, пихта, сосна,
можжевельник, омела, плющ), как символам вечной жизни и как частице лета в сердце зимы – их ветви приносят в дома, развешивают по стенам, сплетают в венки, чтобы сила растений, так сопротивляющихся зимнему умиранию, помогла пережить холода и вывела людей из безвременья
двенадцати йольских дней.

Ели. Считались символом света, а также способом призвать добрых духов (вот откуда пошла традиция украшения ёлок гирляндами огней и свечами).
Есть предположение, что самое название Ели происходит от анологии с названием праздника.
Сама ель издавна считалась символом вечно обновляющейся жизни.

Елового венок Йоля — тот самый, который в европейских странах непременно вешают на дверь дома перед Рождеством. Он имеет форму круга — «колеса времени», символизирующего слияние конца года и его начала, смерть и обновление, цикличность времени, круговорот в природе. Символом всего этого также были и колёса, обёрнутые соломой, которые в эти дни поджигали и скатывали вниз с холмов.
На территории современной России, почти не было обрядов, связанных с вечнозелеными растениями.

Зато обряды с ряжеными присутствуют фактически в любой традиции празднования зимнего солнцестояния, Великой Ночи. У
скандинавов и русских Йоль частично принимал на себя функции, свойственные кельтскому Самайну – считалось, что пока рождается новое
солнце, грань между мирами очень тонка, и в мир могут приходить самые разнообразные существа, в том числе и покойники, — как своего рода, так и
чужие. В частности с этим связана общеевропейская традиция не отказывать в эти дни в пище и приюте никому из стучащихся в дверь: мало ли, кто может зайти, пока длятся страшные вечера.
У славян аналогичный праздник носил название «Корочун» 

День языческого почитания Карачуна,  отмечаемого 21 декабря, приходится на день зимнего солнцеворота — самый короткий день в году и один из самых холодных дней зимы.Считалось, что в этот день берет в свою власть грозный Карачун — божество смерти, подземный бог повелевающий морозами, злой дух. Древние славяне верили, что он повелевает зимой и морозами и укорачивает светлое время суток.

Слуги грозного Карачуна — медведи-шатуны, в которых оборачиваются бураны, и метели-волки. Считалось, что по медвежьему хотению и зима студеная длится: повернется медведь в своей берлоге на другой бок, значит, и зиме ровно половину пути до весны пройти осталось. Отсюда и
поговорка: «На Солнцеворота медведь в берлоге поворачивается с одного бока на другой».
В народе понятие «карачун» в смысле погибели, смерти используется до сих пор. Говорят, например: «пришел ему карачун», «жди карачуна», «задать
карачуна», «хватил карачун». С другой стороны, слово «карачить» может иметь следующие значения — пятиться задом, ползком, «скорячило» — скорчило, свело. Возможно, Карачуна так называли именно потому, что он как бы заставлял дневное время идти в обратную сторону, пятиться, ползти ползком, уступая ночи.
Постепенно в народном сознании Карачун сблизился с Морозом, который сковывает стужей землю, как бы погружая ее в смертный сон. Это более безобидный образ, чем суровый Карачун. Мороз — просто повелитель зимних холодов.
Нынешний Новый год есть ни что иное, как реинкарнация древнего языческого праздника — Корочуна. Его отмечали 22 декабря — в самый короткий(«корочун») день в году. В Корочун «врата Нави отворяются в Явь» и в мир из поземелья выходит Кощен-Бог — «Костяной бог», известный также под именем «Кощей Бессмертный». Кощну-Богу приносились жертвы при посредстве специальных жрецов — Кощунов. А сам обряд назывался Кощунство. После принятия Россией христианства слово «кощунство» потеряло своё первоначальное значение и приобрело нынешнее — «надругательство над святынями».

Христианская церковь бороться с этой древней языческой традицией не стала, и в использовании древних языческих символов, со временем, появился  новый смысл: символ вечной жизни, Чуда Спасения, и Рождества Христова.

В Россию обычай украшать новогоднюю елку пришел в несколько приемов. Новый год у нас стали отмечать по указу Петра Великого с 1 января 1700 года. В царском указе говорилось: «По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, чинить стрельбу из небольших пушек и ружей, пускать ракеты и зажигать огни. А людям скудным каждому хотя бы по древу или ветке на вороты поставить».

Но настоящая рождественская ель вошла в русские дома лишь спустя столетие, при императрице Александре Федоровне, ставшей супругой императора Николая I в 1817 году. Маленькие пучки еловых веток стали праздничным атрибутом на столах в Зимнем дворце в канун Рождества Христова, в память о сладкой для сердца бывшей принцессы Шарлотты родной Пруссии, где елочки с горящими свечками украшали все ее детство. За сто лет елка в России стала неизменным спутником зимних праздников.

Но в 1916 году рождественские елки на русской земле вдруг оказались в опале. Шла кровопролитная война с Германией, и Святейший синод призвал русских патриотов не ставить в домах колючие деревца, поскольку они пришли к нам из немецкой традиции.

А в 1918 году на елку ополчилась и советская власть — уже как на религиозный предрассудок. Тем не менее многие продолжали тайно праздновать Рождество и теперь украшение недавно запрещенной Синодом «немецкой» елки стало для русских людей исповеданием их веры во Христа.

Запрещенной елка оставалась до тех пор, пока у властей не появилась идея: праздновать с елочкой не Рождество, а Новый год. Серебряная восьмиконечная Вифлеемская звезда на верхушке елки стала красной пятиконечной, и под нарядными елками страна встретила новый, 1935 год от Рождества Христова. Так прекратились гонения на елочку в нашей стране, и с тех пор мы празднуем Новый год и Рождество в ее компании, даже не подозревая о том, каким долгим был ее исторический путь в наши дома.

http://www.pravoslavie.ru

Поделись улыбкою своей:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • Blogger
  • Блог Я.ру
  • Одноклассники
9 may

Декабрь 2013
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя   Янв »
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  
Рейтинг@Mail.ru


Яндекс.Метрика

banner